Сайт музыкального руководителя Ольги Александровны Лукьяновой

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

28 апреля 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» №»21

 

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:

 

«Театрализованная деятельность как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Музыкальный руководитель: Лукьянова Ольга Александровна

28 апреля 2021 год

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Одно из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Музыкальные занятия занимают особое место в дошкольном образовательном учреждении. Именно с помощью высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет более успешно.  Благодаря интегрированному подходу наши занятия стали интереснее, насыщеннее, ярче.

Дети – немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло. Поэтому не зря мы обращаемся к театрализованной деятельности, ведь  это самый распространенный вид детского творчества. Театрализация близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с

игрой.

          Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что знакомо, получая от этого огромное наслаждение. А мы с помощью театрализованной деятельности можем решать и многие другие поставленные задачи.

Тесный союз театрализованной и музыкальной деятельности  позволяет ребенку глубже окунуться в мир прекрасного, способствует формированию эстетического отношения к музыке, развивает творческие способности личности, увлекает и ведет за собой. Если ребенок увлечен искусством, восхищается прекрасной  музыкой и театром,  это способствует решению  задачи нравственно-эстетического воспитания и успешному формированию  разнообразных артистических навыков.

Таким образом, решение задач театрализованной деятельности и музыкального воспитания осуществляется параллельно, неразрывно, в тесном взаимодействии.

Конечно же, на занятиях я не объявляю детям, что мы сейчас начинаем заниматься театрализованной деятельностью, а ненавязчиво, своим показом, возможно, обращением к литературному источнику вовлекаю детей в процесс театрализованной игры.

Начиная с простых подражаний зверям и птицам, со временем мы переходим к характерным повадкам, мимике, голосу.

Игры-импровизации, пластические этюды, задания на развитие творчества – все это захватывает ребенка, и он с радостью спешит в зал снова.

 

Песни-инсценировки и небольшие сценки постепенно перерастают в большие красочные эпизоды, а возможно и в спектакли, которые мы включаем в сценарии утренников и вечеров досуга.

В процессе наблюдения за деятельностью детей дошкольного возраста я  заметила, что  робкие, застенчивые дети, хоть и проявляют интерес к театрализованной деятельности,  часто боятся играть индивидуальную роль. Таким детям я предлагаю сыграть роль с кем-то в паре или в группе. Например, в новогодней сценке «В лес за Дедом Морозом» на волшебных саночках ехали несколько зайцев, белочек, мишек и т.д.

Я решила использовать театрализацию во всех видах музыкальной деятельности.

Приветствие «Здравствуйте, ребята!». Его можно спеть с различной интонацией (грустно, весело, сердито, радостно). Выполнение таких упражнений привело к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление…).

Дети очень любят петь, а если песню можно инсценировать, то дети получают огромное удовольствие от маленького спектакля. Это «Весёлые гуси», «Весёлый музыкант», «Мы на луг ходили»  А. Филиппенко, «Кто пасётся на лугу» А. Пахмутовой  и др.

Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков, а заодно и первоначальными навыками театрализации.  Здесь можно использовать такие игры как «Весёлое путешествие», «Лиса и зайцы», «Птички и кот», «Воробушки и автомобиль». Начиная с младших групп, дети усваивают элементарный язык жестов - жесты радости, огорчения, просьбы, испуга и др.

 

Дети обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лисичка» и др.  Они  могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми предметами. Дети младшего возраста слушают произведения и могут исполнять простые этюды: «скачут» как лошадки, маршируют и «барабанят» как деревянные солдатики, или «едут» на машине, держа перед собой воображаемый руль.

               Начиная со средней группы, дети уже могут с помощью мимики создать такие образы как  «сердитый волк», «трусливый зайка», «озорные мышата», «хитрая лиса», «весёлая белочка». 

             Дети старшего дошкольного возраста учатся  распределяться в том или ином углу зала, «как мышки в норках», собираться стайкой в центре, «как птички на кормушке», разбегаться врассыпную, «как осенние листочки, послушные ветру».

Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют  и более сложные характерные движения «мишка собирает малину», «зайка испуганно убегает от волка», под колыбельную качают куклу и  танцуют».

Музыкально-двигательные упражнения  развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, его раскрепощению. Дети старшей группы могут действовать не только по показу взрослого, но и самостоятельно выполнять творческие задания: пройти по мостику, погреться на солнышке, поиграть в снежки, отправиться в путешествие в весёлом поезде, рассмотреть загадочную птицу на макушке дерева.

             Дети старшей и подготовительной групп могут выполнять ещё более сложные этюды с изображением различных эмоций, например, этюд «Кошка и мышка»: довольный кот спит, свернувшись клубком, а осторожный мышонок пытается проскочить мимо кота. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.

Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, понимать ее интонации, они стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются интересные образы.

             Постепенно дети учатся подбирать движения, жесты, мимику для передачи музыкального образа, придумывать свои средства выразительности.
 Мы поощряем попытки самостоятельного поиска образа для постановки сказок или инсценировок: «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского,  «Весёлые гуси»,  «Про лягушек и комара» А.Филиппенко, «Про козлика» Г.Струве, «Песня про Петю» и другие. Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию.

Благодаря интегрированным занятиям  большинство детей стали чувствовать себя  более свободно, раскрепощенно:

·        расширился словарный запас;

·        дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх-драматизациях, театральных постановках, проявлять активность и инициативность;

·        у детей стали развиваться нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести общее дело или роль до конца), появилось чувство коллективизма;

·        дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;

·        у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

         Не могу не сказать о театральном кружке.

Ни одно занятие у нас не обходится без музыки. Музыка - самое эмоциональное искусство, ей не нужны слова, она войдет в вашу душу и затронет самое сокровенное. Поэтому я обязательно соединяю любое театральное действие: будь то кукольный театр или постановка, –  с музыкой. Это может быть песня, танец, да и просто музыкальная тема.

Музыкальная тема даёт определённую окраску герою, помогает перевоплощаться, двигаться, настраивает на определённое настроение. Да и сам спектакль или даже коротенькая миниатюра благодаря музыкальному сопровождению становится более насыщенным и выразительным и дарит ни с чем несравнимый эффект!

Таким образом, мы убедились, что связь театра и музыки - это ключик, который открывает дверцу в волшебный мир искусства.

Музыкальный театр - это игра, чудо, сказка.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: